Лепка из глины с младшими школьниками

1-4 классы в школе «Путь зерна», 2009-2010 г.

Занятия по лепке для младших школьников играют скорее воспитательную, чем образовательную роль. Далеко не все дети имеют художественные способности, а занятия рассчитаны на всех, кто приходит и хочет что-то сделать из глины. Глина привлекает детей в основном как строительный материал для воплощения своих игровых фантазий.

Такое отношение сохраняется у младших школьников с более раннего возраста (где игра – это почти единственный мотив лепки). Особенно это заметно у 1 класса, и я стараюсь дать детям возможность отыграть эту тему по максимуму, потому что чем старше, тем больше они начинают заниматься структурированными обучающими занятиями, рассчитанными на определенный результат.


Мастерская – это пространство творческого труда. Поначалу мне требовалось каждое занятие начинать с разговоров, темы, задания, объяснения методов. Теперь, через несколько месяцев, дети в основном приходят на занятия со своими идеями и стремятся их воплотить. Я помогаю и направляю. Конечно, их идеи часто выглядят гораздо примитивнее, чем то, что я мог бы для них придумать. Но очень важна связь «захотел-сделал», которая развивается и укрепляется при таком подходе. Я стараюсь давать такие темы и методы работы, которые заняли бы их внимание на несколько занятий, позволили ли бы им самостоятельно придумывать задания в русле основной темы и разновидности технических методов.

В то же время, они получают представление о многих приемах работы с глиной, «по ходу дела» обучаются некоторым керамическим и художественным принципам. Некоторые дети способны и хотят более серьезно работать – лепить реалистичные либо выразительные фигуры, настоящую посуду, придумывать сложные композиции.

Темы:
Строительство – само по себе важное занятие для детей этого возраста. Постройка домов, деревень, башен, замков, крепостей, городов и целых стран соответствует общему освоению пространства, попыткам построить свое собственное существование во взрослом мире. С другой стороны, это продолжение всеми любимых дошкольных игр в кубики и конструкторы, но на новом, более сложном и плодотворном уровне. 

Изба из колбасок
Простая работа, дающая очень эффектный результат, который подстегивает мотивацию детей к работе. Большинство умеет катать ровные колбаски и в состоянии их ровно укладывать в стены. Те, кто до школы это не освоил, имеет возможность быстро доучиться. Возможна кооперация детей – один катает, другой строит. Крыша из пластин – более сложная задача, обычно я помогаю ее делать.




Башни из пластин – город
Более продвинутый способ строительства – из плоских тонких блинов. Он требует больше аккуратности и точности. Раскатывание блинов скалкой требует соизмерять силу нажима на скалку. Кому-то из детей приходится научиться прикладывать усилие, кому-то, наоборот, сдерживать свои силы. Вырезание стен по размеру, по ровным линиям, развивает глазомер. Линейкой мы, естественно, не пользуемся, детям нужно на глаз прикинуть или измерить расстояние подручными предметами. А пластичность глины позволяет потом легко исправить неизбежные ошибки. Дети строят по одной башне с окрестностями каждый на своей картонке, и эти картонки составляются вместе в общий город. Потом по желанию на отдельных картонках дети строят внутренности города.



 
После того, как я показываю детям основной прием строительства круглой и квадратной башни, дети сами решают, что и как им строить. Антон решил строить башню со рвом и подъемным мостом. Многие захотели делать двухэтажные башни. Многим захотелось сделать угловую башню – она эффектнее выглядит. Вова сделал очень высокую башню. Глеб слепил не только башню, но и нападающего на город дракона и отпугивающего его существа, имя которого я забыл. Дракон получился очень живой, мне показалось, что у Глеба есть способности лепить живо и быстро. Андрей сделал магазин на торговой площади. Саша слепил кладбище.



Замок общий

Когда вполне освоились со строительством, привыкли к работе в мастерской как таковой, я запустил проект по строительству одного общего замка.


Здесь, кроме творческих и технических вопросов возникла и задача взаимодействия. Естественно, не вся группа села лепить один замок. Дети сгруппировались по 2-3-4 человека, кто-то стал лепить один. Замок лепили несколько занятий, кажется 3, 4 или даже 5. За это время группы перетасовывались, а кто-то начинал делать что-то другое по своему желанию.

Два Вани быстро отделились и обстоятельно создали небольшой замок из 3 башен. Наташа в одиночку за два занятия построила башню, превосходящую по размерам все остальные постройки.

Глеб, Полина, Алёша, Ролан объединились, но постоянно спорили о том, что где строить, чуть не до драки. В результате, замок был почти разобран и собран по-другому с помощью Жени, а Полина на другом занятии переключилась на новый замок, который оказался больше и лучше старого. Опять возникла кладбищенская тема – в замке почему-то жили мертвяки.



Дом из кирпичей
Этот метод имитирует кирпичную кладку и для него нужен шликер – глина, разведенная водой до консистенции кефира. Шликер сильно пачкает, и я специально дал эту тему в самом конце года, когда у детей уже прошли всякие мысли о баловстве с глиной. К этому времени они наигрались ею вполне, даже немного заскучали, так что новый материал восприняли с энтузиазмом и серьезно. Раскатывали толстые блины, резали их на кирпичи и строили дома -- традиционные и с фантазией.

Вот классический домик, который построила Маша. На самом деле он был сделан ровным и красивым. Помяли его уже после того, как он был построен.

Как раз в это время я привез в мастерскую другие виды глины -- белую и сине-зеленую. Дети быстро оценили это новшество, и стали строить разноцветные дома.

Дом Полины с верандой вместо крыши.

Лёня стал делать дом из разноцветных кирпичей, но постоянно отвлекался на другие вещи, которые ему приходили в голову. Насчет дома у него тоже постоянно возникали новые идеи, например был вырыт погреб, постелен пол другого цвета, но сами стены так и остались недостроенными. Ваня старался делать все очень аккуратно и строго. В результате, работа двигалась медленно, перемежаемая разговорами и указаниями другим детям.

Но пытливым умам и этого показалось мало. Антон построил прекрасный овальный дом из зеленой глины с белым шликером, а потом надолго задумался, как сделать для него крышу. Кстати, в это время его класс вместе с родителями строил на школьной площадке веранду с большой стропильной крышей. Задумался и я, кое-что подсказал, и в результате Антон соорудил конструкцию может быть не очень изящную, но монументальную.




Домик, полянка, двор, остров, страна

Логическим продолжением и расширением темы строительства домов и замков стало создание и обустройство единого жизненного пространства -- дома с внутренней обстановкой, двора, города, страны.

Все это строится из уже знакомых элементов -- земля-основа, стены, башенки. И тут как раз включается фантазия, которая позволяет построить каждому свой город. У Наташи получился очень уютный дворик с башенками и верандой.
С другой стороны, когда ребенок овладевает какой-либо темой или технологией, велик соблазн начать тиражировать одинаковые вещи. До некоторого момента в этом еще есть польза потому что на последовательных одинаковых работах идет оттачивание мастерства и формы. Но хитрые соседки начинают копировать стиль и тиражировать стереотип дальше. В конце концов, рутина и свобода ведут к баловству. Так что, во всяком свободном творчестве важно во время остановиться или поставить новую, более сложную задачу.
 
А вот другое направление мысли -- отказаться от внешней красоты ради сути. Создать уютный домашний мирок как можно проще. Жители -- змеи, дома -- пещерки, деревья и кустики, заборчик. Выбраны технически самые простые элементы, но собраны они в живую осмысленную композицию. Еще один дворик в том же направлении, с некоторыми вариациями.

Иногда тиражирование стереотипов продолжатется довольно долго, но в конце концов приводит к результату. Соня сделала 4 или 5 похожих корытоподобных "домиков". В некоторых были свои особенные элементы, например, ворота, но в целом работы были довольно бездарные. Но я знал по прошлым занятиям, что Соня может работать аккуратно и серьезно -- может быть даже слишком ответственно. Поэтому я предположил, что таким образом Соня пробует свободное отношение к глине, к большому объему материала. И действительно, последняя ее работа получилась интересной и технически, и по смыслу. Даже откуда-то вдруг лошадка появилась, хотя до этого она отказывалась лепить что-либо сложнее змеи.

Вот еще одна страна -- башня, домик, сад и что-то еще. Оригинальный вариант -- тщательно продуманное и скурпулезно исполненное Полиной подводное царство. Рыб и других обителей ей помогали лепить другие ребята.
Ваня задумал и вдумчиво сотворил Антлантиду. При этом подробно комментировал каждую постройку. Я удивлялся, откуда он почерпнул такие точные сведения об утонувшей стране. Оказалось -- копировал Атлантиду Лего, которая есть у него дома. Надо сказать, дети с легкостью копировали из натуральной глины самые анти-натуральные, но любимые игрушки -- пистолеты, приставки PlayStation, мобильники и, вот, Лего. Один из последних проектов Саши, где видно отточенное на многих повторениях мастерство исполнения башен и других элементов, а также хорошая композиция и общий вкус художника.


Люди и звери

Осенью с продленкой пробовали лепить фигуры людей и зверей. Это серьезное дело, не каждый взрослый сможет хорошо слепить человека или зверя. Да и дети могут осилить такую задачу при определенных условиях. Дошкольники легко лепят любые фигуры, потому что они не заботятся о правильности формы, творят по интуиции, по сути. Школьники тоже на такое способны в той мере, в какой у них сохранилась эта детская непосредственность. Но, видя, что получается непохоже на настоящиее, бросают и боятся продолжать. Чтобы поощрить непосредственное восприятие, не концентрироваться на технической стороне дела, должна быть интересная тема, в которой фигуры людей или зверей органично участвуют.

Может быть, я выбрал и не лучшую тему, слишком абстрактную – памятник, то есть отдельно стоящая выразительная фигура. Фигура, которая означает что-то важное. Показал фотографии известных памятников – серьезных и детских. Часть детей стала довольно успешно копировать кое-что из фоток, кто-то придумал свою тему. Получились довольно хорошие работы, дети были довольны. Но это была работа на пределе их технических способностей. Поэтому я больше не возвращался к этой теме, а занимался более простыми вещами, чтобы они как следует освоили глину как таковую.

Глеб сразу взял быка за рога и стал лепить Георгия-победоносца. Тем более, что не так давно прошел праздник Архангела Михаила, где активно обсуждалась тема рыцаря и дракона. Это самая первая работа Вани, который утверждал, что вообще не лепил ничего до этого. Буратино. Эля лепила статую Свободы с фотографии. 

Царь-пушка, очень качественная. Это бык, стоящий перед входом в Нью-Йоркскую фондовую биржу. Антон слепил его по фотографии.


Подсвечник

Была еще одна попытка лепки фигур – подсвечники. Большинство просто скопировало моего гнома со свечкой, но были и оригинальные работы. Например, дракон Глеба и носороги Андрея и особенно Антона. 





Вертеп
Под Рождество задумали делать вертеп. Надо сказать, тема не вызвала пиетета и восторга у детей. Может быть, это связано с тем, что я сам отношусь к ней без должного благоговения. Хотя чисто по смыслу и в композиционном плане тема богатая. В общем, лепили неаккуратно, без огонька, гораздо менее тщательно, чем подсвечники и памятники. Многие гораздо больше внимания уделяли сараю или пещере, чем собственно фигурам. Например, Женя слепил дом-пещеру с изящным тонким округлым сводом и на пороге поместил схематичных Марию с младенцем и Иосифа. Глеб и Полина развернули масштабное строительство хлева, а зверей и людей в него делали другие дети. Роберт долго делал гладкую толстую, но небольшую скалу, в которой проделал небольшой вход в пещеру. Кто-то из девчонок сделал святое семейство и ангела под деревом (по дороге в Египет).




Шахматы
В конце года занимались шахматами. Тут опять требуется лепить фигурки, похожие на людей и зверей, но, с одной стороны, они упрощенные и маленькие, так что лепить легче, а с другой стороны, они повторяющиеся, и ребенок лучше усваивает форму и способ лепки. Кто-то ограничился простыми классическими шахматами, кто-то сделал сказочные, но схематические фигурки. Антон тщательно вылепил вполне реалистичных зверей.




Спортсмены
Вслед за шахматами я попросил детей сделать пару спортсменов, которые соревнуются, например, тех же шахматистов. Отклик был прохладным, но Владик сделал отличных шахматистов, а Женя – фехтовальщиков и гладиатора со львом.



Посуда (миска, кружка, кувшин)
Посуду мы лепили мало. Это по большей части техническая работа, она требует тщательности и кропотливости, и даже при известном усилии дети не в состоянии создать посуду того качества, которое их бы устроило. А смысловой нагрузки, которая компенсировала бы недостатки формы, посуда не несет. Так что, создание посуды просто дает начальное представление о лепке округлых форм из колбасок. С другой стороны, после года занятий, когда дети освоились с глиной, руки приобрели некую умелость, можно постараться поделать красивую посуду под обжиг и глазурь.

Техника (Корабли, самолеты, машины)
Вообще, мальчишки так и норовят слепить какую-нибудь фантастическую технику из мультиков и компьютерных игр. Я это не поощряю, но завел технические темы. Лепить машину многим показалось скучно, больше интереса вызвали самолеты, хоть и из глины. А корабли вызвали просто бурю энтузиазма. Очень уж красиво смотрится это сочетание рыжего глиняного корпуса, желтых деревянных мачт и белых бумажных парусов. И делать легко, и очень органично сочетаются эти три материала. Были и большие корабли, и флотилии маленьких, и белые паруса, и цветные, и весла и колеса. О кораблях подробно можно прочесть в одном из предыдущих постов.
Сайт создан в системе uCoz