Интуитивная скульптура, начальный уровень


Занятия в Калязинской художественной школе, осень 2008 г.

Алексей Лельчук
Москва, м. Беляево
alelchuk.livejournal.com


Калязин -- маленький город на Волге, в Тверской области, с населением 15 тыс. жителей, основной достопримечательностью которого является полузатопленная в Волге колокольня. И художественная школа. Настоящая классическая художка, обязанная своим существованием исключительно директору -- художнику Михаилу Вячеславовичу Стоячко. Половину времени он занимается собственно живописью, а вторую половину -- ведет уроки живописи и руководит школой, где кроме него работают трое выпускниц его же школы (окончивших после этого Тверское художественное училище). Работают по вполне академической программе. В школе занимается около 50 детей, из них несколько действительно талантливых. По крайней мере, каждый год кто-то из выпускников школы поступает в Тверь или Москву по художественной части.

С 2005 по 2009 год я жил в селе Нерль Калязинского района. Мне хотелось позаниматься чем-то творческим, я познакомился с Мишей Стоячко, и он пригласил меня вести уроки скульптуры. До этого я лепил разве что  в творческой обстановке детских занятий Лены Макаровой, а тут нужно было как-то соответствовать академической направленности школы. Так что, нужно было на ходу придумывать некую творческо-академическую программу.

Мы прозанимались полгода, с сентября по декабрь 2008 года. Зимой у меня возникли другие планы, и я покинул и Калязин, и художку. Несколько занятий в январе-феврале 2009 года можно уже не считать. Но остались фотографии почти всех детских работ. И сейчас по этим фотографиям я попытаюсь воспроизвести основные принципы, задачи и результаты моего курса "Интуитивной скульптуры".

Мы занимались раз в неделю, три группы по 1,5 часа каждая. Младшая группа 12-13 лет, и две старшие группы. Человек по 6 в каждой. На всю эту компанию у нас был всего один мальчик, Вардан, что, впрочем, нормально для художки. Интересно, что при таком раскладе хорошие художники -- в основном мужчины. Из оборудования у нас были старые школьные столы (высокие, широкие и прочные), которые мы покрывали листами оргалита. Глина -- красная гжельская, очень пластичная. Один скульптурый станок использовали обычно как подставку для модели. На последних этапах работы пользовались ножами и петлями для проработки деталей. Поделки сушили, не обжигали.

Знакомство, проба сил

На первом занятии я решил дать какое-нибудь "детское" задание, которое девчонки выполнили бы без особых усилий, а я бы посмотрел, что они умеют и как себя ведут. Например, традиционные игрушки -- звери, лошадки. Стали лепить лошадок. Я намеренно не показывал им никаких образцов и не говорил, как нужно лепить, скажем, каргопольскую или филимоновскую игрушку. Мне важно было понять, на что они способны сами по себе.

Слепить лошадку, конечно, смогли все и довольно быстро, а некоторые даже постарались придать ей долю реализма. Естественным, "детским" продложением темы было слепить цельный образ и ситуацию. Кто прилагается к лошади -- всадник. Стали лепить человека, опять же, каждый как может.

У кого-то сразу получилась довольно хорошая пластика -- пролеплены колени, пятки, локти, правильная посадка. А у кого-то начали вылезать ошибки -- то локтей нет, то ступней, то голова слишком большая. И хотя у нас не было задачи лепить реалистично, это можно считать ошибкой. Потому что у народной игрушки вместо реализма есть некая общая гармония. А у этих всадников явно не было ни того, ни другого. В оставшееся время я попросил детей слепить жеребенка. С одной стороны, это достраивание цельного многофигурного образа, с другой стороны -- повторение лепки лошади, возможность исправить ошибки (или совершить новые). Кто-то захотел слепить жеребенка из другой глины, которую я дал им просто для пробы и иллюстрации, какие разные бывают глины.



Привыкание к глине, техническая работа

На следующем занятии я еще побоялся заниматься творческими вещами. Нам нужно было получше привыкнуть друг к другу, к глине, к расписанию, чтобы интересные по сути темы не были потеряны в выяснении организационных вопросов и отношений между девчонками. Поэтому я решил полепить посуду из жгутов.

Это хорошая многоуровневая тема. Сама технология довольно проста, и простейшую плошку может успешно слепить даже совсем неталантливый ученик. А талантливый, схватив суть, может добиться довольно интересного и сложного результата. Кроме того, это хорошая разминка для рук, возможность глубоко помять глину, почувствовать ее крепость, вязкость, липкость и все остальные прекрасные свойства.

В результате, на посуду у нас ушло два занятия. На первом я поставил задачу слепить посудину любой формы, лишь бы не разваливалась. На фотографии продукция со второго занятия, когда я выставил на стол несколько моделей -- крынку, чайник, вазочку и что-то еще -- и поставил задачу сделать одну из форм по выбору, но как можно ближе к оригиналу. У кого-то это получилось, у кого-то не совсем. Кто-то на середине пути сошел с дистанции -- поняв, что форма модели не получается, стал лепить что-то свое. Кто-то с самого начала сказал, что не хочет выполнять задание, а слепит что-то свое, например, чашку. Я особенно не возражал, но требовал качества исполнения. Качество вполне соответствовало способностям и усидчивости.




Наброски друг с друга, 1 занятие

Дальше нужно было переходить к делу -- собственно, к скульптуре. Надо сказать, что к тому времени я успел посетить художественную школу при Суриковском институте (МСХШ) и посмотреть, чем занимаются на уроках скульптуры в настоящей художке. Оказалось, что занимаются натюрмортами, классическими деталями, зверями (по чучелам, рисункам и по памяти), жанровыми композициями. Но уровень учеников в МСХШ все же гораздо выше, чем в обычной художке, так что замахиваться на такие темы я не стал. С другой стороны, лепить простые технические академические модели мне совершенно не хотелось.

Поэтому я решил, во-первых, больше заниматься образами, чем техникой, а во-вторых, идти от занятия к занятию, каждый раз решая, что мы будем делать в следующий раз. И на следующем занятии мы сразу взяли быка за рога и попытались воплотить в глине одно из прекрасных интуитивных заданий, которые я запомнил с занятий Лены Макаровой -- быстрый набросок фигуры человека с натуры. Каждый из группы учеников на 5-10 минут становится на середину класса и выполняет роль модели -- придумывает позу и держит ее. Остальные быстро рисуют его углем или карандашом.

Но глина -- не карандаш, за 5 минут с ней не справишься. Поэтому я разделил детей на группы по 2-3 человека и они должны были лепить друг друга по очереди. Таким образом, за 1,5 часа каждый сделал по 2-3 работы.

Выяснилось, что на первом этапе знакомства с человеческой фигурой основная забота -- это суставы, то есть, плечи, локти, колени и пятки. Новичок не чувствует необходимости четко их обозначать и лепит округлые "резиновые" руки и ноги. После того, как проблема суставов обозначена и начинает решаться, необходимо обратить внимание на длину конечностей. Все части человеческих конечностей -- голень, бедро, предплече, плечо -- примерно одинаковой длины. А кисти и ступни примерно в два раза меньше. Эти примерные соотношения нужно соблюдать, даже если речь идет о таком быстром интуитивном наброске. Образные формы могут хорошо передавать настроение и без реалистических соотношений, но для этого нужен или талант, или случайное попадание, или все же следование элементарным правилам.

Работа довольно аморфная, я обратил внимание на колени, которые в результате стали нарочито правильными. Тут явно видна боязнь проникнуть вглубь материала, четко обозначать форму, то есть свою позицию. Девочке удалась общая посадка, но на то, чтобы увидеть руки и ноги, уже просто не хватило сил. Мне, кажется, часто люди представляют себе формы по внутреннему ощущению. Скажем, когда держишь в руках книгу, то руки прижаты к телу. Вот и здесь они просто прилеплены к бокам, как некий кратчайший путь от плеча к животу. Нужно отдельно постараться, чтобы увидеть, как длинные локти торчат в стороны.
  
Тут с суствами мы более или менее справились, но все равно ученик боится выбрать лишнюю глину из середины фигуры, в результате чего форма туловища не читается. Ноги висят -- это тоже неправильно, потому что цельный образ должен иметь цельное основание. Кроме того, на подложке удобнее лепить -- ничего не отваливается вниз. Это работа Вардана, единственного мальчика. После моего указания он смело вытащил лишнюю глину с живота и из подмышек. Однако, с пластикой пока не справился -- у руки два локтя, одна из голеней слишком короткая. Но зато экспрессии этой работе не занимать -- видно, что человек читает книгу с большим интересом. В этой работе проявляется схематическое представление о теле, как в народной игрушке. Руки прямые, ровно той длины, чтобы достать от плеча до книги. Потеряна пропорция длины ног и остального тела.


А вот здесь та же ученическая боязнь идти вглубь сочетается с интуитивным видением формы. Поза очень живая, и ее формы, хоть не детализированы, но четко читаются. Хорошая спокойная работа, причем и поза с перекрещенными ногами более сложная, чем остальные. Легко передана поза девочки, играющей с мобильным телефоном, разве что внизу ног какая-то неразбериха.


Первое занятие показало мне несколько вещей. Во-первых, девчонкам скучно позировать. Маленькие дети на быстрых эскизах у Лены позировали с удовольствием, выдумывая самые замысловатые позы. Тут все наоборот -- и возраст другой, и сидеть нужно дольше, и что-то еще. Во-вторых, появилось желание поработать еще с человеческой фигурой. В академической школе это считается самой сложной темой, к которой нужно подходить в конце курса, но ведь она же и самая интересная. Недаром скульптура как искусство в основном состоит в изображении человеческой фигуры.

Человеческое тело -- это архетип, с ним соотносится наше восприятие всех других живых и мертвых форм. Мы интуитвно делим здание, дерево или гору на голову, корпус и основание, а лапы и ноги зверей и птиц непроизвольно соизмеряем со строением человеческих конечностей. Более того, работа с человеческой фигурой помогает осознать свое собственное тело, посмотреть на себя со стороны, что важно и взрослым, и особенно подросткам.

Тогда я и решил, что хотя в наших занятиях будут и другие темы, но люди и композиции с людьми должны занимать основное время и внимание.

Наброски друг с друга, 2 занятие

На втором занятии я кардинально решил проблему модели -- все стали лепить меня, благо моя худая фигура может служить хорошим пособием по изучению локтей и коленей. Кроме того, исключаются хиханьки да хаханьки при обращении внимания на определенные части тела, которые неизбежны с детьми, если не задать им правильный тон. Приглашать позировать кого-то постороннего мне не хотелось. Но так как мне нужно было при этом показывать им как лепить, то и тема получилась очевидная -- лепка человека, который лепит из глины.

Как и на первом занятии, мы лепили фигуру из цельного куска. Здесь и стол, и человек вырезались и вытягивались из единого большого куска.

Вот что я слепил для примера с одной из девочек. Здесь передана основная поза, эмоциональный наклон туловища к работе, свободное положение ног. Здесь хорошо передана общая схема тела и конкретные детали -- локти, колени, ступни. А здесь кроме технической правды еще и обозначена общая посадка -- я сидел на маленькой табуретке и часто откидывался назад, чтобы посмотреть и поговорить. И пропорции тела почти правильные.


А это, наоборот, совсем не проработанная форма. Общий кусок так и остался куском. Вообще, стиль свободной художественной работы говорит о характере человека. Невнятность форм соответствует вялости, пассивности автора. Вот средний вариант и по общей форме, и по деталям. Есть попытки обозначить и детали, и движение, но не до конца удачные. Кстати, в этой работе девчонки уже смелее выковыривали лишнуюю глину из живота, большинство уже освоилось с внутренними полостями. В этой работе качество скульптуры на среднем уровне, но гладко замазана поверхность. На этом этапе это неправильно, потому что хоть гладкая работа выглядит привлекательнее, пластических ошибок в ней не меньше. Но они спрятаны автором -- главным образом, от самого себя. Кстати, и в характере этой девочки есть склонность к внешнему лоску.

После второго занятия с фигурой человека я понял, что девчонки устали. Все-таки это сложная работа, которая требует напряжения. Тем более, что я старался вести занятия в быстром, напряженном рабочем темпе. Другие уроки в художке у них продолжались по 2,5 -- 3 часа, на которых они спокойно сидели и медленно работали, а больше бездельничали. На одну работу у них уходило 4-5 таких длинных занятий.

Мне эта система не понравилась, потому что длительная работа оправдана для оттачивания мастерства, для подробной отработки конкретных деталей, методов. А на начальном этапе это не имеет смысла. Зато гораздо важнее получить живое представление о творческом процессе, научиться быстро схватывать основное в модели, распределять массы, составлять композицию. Поэтому я сократил занятия до 1,5 часов и постоянно подгонял девчонок во время работы. Вообще, подростков нужно держать в тонусе, иначе они разбалтываются и делают гораздо меньше, чем могли бы и хотели бы. Кстати, поэтому же имеет смысл часто менять темы, причем на контрастные.

Может показаться, что мы занимались чисто техническими вещами, несмотря на то, что вначале я сказал, что курс интуитивный и творческий. Тут есть несколько интересных моментов. С одной стороны, подростки -- это не возраст для интуитивного творчества. Это возраст конкретных четких действий, работы в команде, общения, соревнования, поиска соответствия. С другой стороны, на начальном этапе любая техническая задача требует от человека глубокого творческого подхода, осмысления самой сути новой для него деятельности. С третьей стороны, я видел перспективу, мне хотелось в будущем слепить с ними творческую композицию с людьми. А это требовало некоторой подготовки. И, наконец, с четвертой стороны, мы работали очень быстро, не отвлекаясь на детали. Главное было -- передать позу, посадку, соотношение масс и линий в человеке. И уж точно -- по сравнению с другими занятиями в художке моя лепка была суперсвободной и супертворческой.

Итак, первый подход к человеку состоял из двух занятий. На первом они попробовали, что это вообще такое -- лепить человека, лепить из целого куска, лепить с натуры. На втором -- попробовали еще раз, учитывая приобретенный опыт. В конце я сообщил им, что мы будем лепить человека и дальше, чтобы они понимали свои перспективы, а на последние два занятия в четверти дал так долго ими ожидаемую свободную тему.

Свободная композиция со зверями

Свободной эта тема была условно -- им нужно было слепить композицию со зверями, желательно литературную, из сказки. В качестве унифицирующей основы всем были даны подложки из круглых глиняных блинов.

Мы пообсуждали возможные темы, и на первом занятии они слепили общую композицию, без деталей. На втором занятии прорабатывали детали, придумывали всякие украшения и просто баловались.

Это мой пример -- драматический момент саги о Винни-Пухе, спасение Крошки Ру. Крошка Ру в реке, Кролик подает ему палку с моста, Кенга обернулась к реке, Пятачок пытается вылезти из сумки, Пух дает указания, Сова на дереве схватилась за голову. Композиция живая, все звери показаны в движении, причем каждое движение четко обозначено. Фигуры слеплены схематично, детализированы ровно настолько, насколько это нужно для передачи движения. Примерно такие задачи я и поставил перед детьми. "Гадкий утёнок". Момент, когда выросший главный герой выплывает к лебедям. Фигурки лебедей сделаны просто, но живо. И композиция четкая и спокойная -- плоскость воды, вертикаль дерева с дуплом. Камыши добавляют разнообразия. Хорошая работа. "Колобок". Классический вариант -- хитрая сказочная лиса, разумная композиция, трава и кусты. В общем, качественное повторение привычных по книжкам иллюстраций.


Вариации на тему "Колобка". Медведь сидит не просто так, а с горшком мёда, а сам колобок в берете. И все это на берегу реки. Камыши из палочек скопированы у "Гадкого утенка". Медведь слеплен живо, сидит правильно, и вариации вполне в духе сказочного образа. Колобок на носу у лисы. Лиса зачем-то держится за дерево, спереди то ли куст, то ли заяц. Здесь тело лисы явно недоосмыслено -- ноги неясные, руки в условных положениях. Композиция непонятная -- есть неоправданное пустое пространство спереди.


"Ворона и лисица". Это делал Вардан с его сильными, но часто неправильными линиями. Клюв и сыр у вороны лепил я. Поза лисы похожа на ту, что с колобком. Не помню, кто у кого копировал. "Ну, погоди", волк и заяц. Здесь при незамысловатой композиции девочке удалось передать позу нападающего волка. Это получилось не сразу, особенно плохо давались ноги, пока я не обратил внимание на изгиб коленей. Сзади волка -- груда кирпичей для опоры. Я объяснил, что камни, колонны и деревья часто делают в скульптурах, чтобы стоящему на двух ногах герою было на что опереться.


Сюжет неопределенный, просто из головы. И звери условные, детские. Но фигуры живые, шагают вполне бодро, и композиция нормальная. Спереди -- речка и мостик. Это дракон, а вовсе не медведь с крыльями. Лида вообще все время старалась делать большие вещи, хотя часто не справлялась с размером. Здесь она лепила дракона из цельного куска, это видно по непроработанной глине внизу. Дракон получился очень добродушный, и с зайчиком он играет, а вовсе не собирается его съесть. Это очень характерно для Лиды -- девочки шумной и озорной, но внутри доброй и заботливой.


"Маша и медведь". Медведь с коробом присел на пенёк. На самом деле, это копия моей работы, сделанной незадолго до этого. Аня никак не могла придумать, что ей лепить, и была уверена, что ничего не умеет, и ничего не получится. Копия получилась неожиданно хорошей. Кажется, это Винни-Пух и Пятачок, хотя фигуры довольно невнятные и что они делают, непонятно. Мультик "Винни-Пух". Интересная композиция -- она никак не привязана к круглой подложке, построена чисто по вертикали, как памятник. Плоские кустики добавлены по моей подсказке, чтобы как-то заполнить пространство. Но, похоже, не нужно было этого делать. Чистая вертикаль хороша сама по себе.


Тот же мультик "Винни-Пух". Здесь композиция пошире, но она тоже плоская, как копия плоского кадра. Заяц с морковкой читается, второй персонаж -- с трудом. Лапы зверей почти не вытянуты, девочка явно боится выйти из куска глины, сделать какой-то определенный жест, действие. Непонятная сказка, плохо пролепленные персонажи, голая композиция. Заглаженная поверхность фигур скрывает пластические ошибки.

Было еще несколько работ по мультику "Смешарики". Их я даже не показываю, потому что это чисто детсадовская лепка.

По сути эта свободная тема не была итоговой четвертной работой. Мы прозанимались слишком мало, лишь попробовали концентрироваться на теме, лепить человека. Поэтому я дал им тему, никак не пересекающуюся с тем, что мы делали в первой четверти -- чтобы они отдохонули, почувствовали разнообразие, дали себе выразить те идеи, которые накопились, а мне -- еще раз посмотреть, кто на что способен в условно свободном полете.

Натюрморт

Начать вторую четверть я решил с очередной смены направления, переключиться на что-то, чего мы еще не делали, и что было бы ближе к академическому курсу. Я так и сделал, тем более, что по контрасту со свободной темой моим ученицам требовалось что-то строгое.

Мы стали лепить натюрморт. Я поставил бутылку, кружку и вазочку и попросил слепить их в натуральную величину. Так что, все равно задача получилась необычная. Они привыкли рисовать модель, не учитывая ее реальный размер, а вписывая в размер листа. Тут же нужно было соотносить свою работу с реальными вещами. И здесь в чистом виде проявляется необходимость с самого начала скомпоновать объемы, задать общие соотношения размеров модели. Я научил девчонок подходить к модели и палочкой мерять размеры, копировать контуры, обращенные к ним в профиль, и чему-то еще. В отличие от прошлых тем, девчонкам нужно было исключить из работы всякий творческий подход и лепить точно то, что они видят и трогают руками. Это чисто техническое задание оказалось достаточно сложным. Мы провозились с бутылками два занятия и сильно устали.


Это моя работа. Бутылка ребристая, потому что модель была обклеена гофрокартоном. Кружку и вазочку я слепил без внутренних пространств, чтобы сконцентрироваться на форме, не отвлекаясь на функцию предметов. Кроме того, лепить тонкие стенки и еще следить за формой -- гораздо более сложная работа. Здесь почти соблюдены все пропорции, хотя бутылка чуть ниже, а кружка -- чуть уже, чем нужно. Точно передать форму вазочки вообще мало кому удалось, здесь она чуть меньше, чем нужно. Вазочка почти правильная, зато бутылка чуть живее, чем нужно.


Бутылка ниже и треугольнее, чем нужно. Бутылка оказалась хорошим пособием по лепке контура модели. Девчонкам было довольно сложно уйти от общего представления о бутылке, просто равномерно сужающейся кверху, и увидеть конкретную изогнутую линию контура -- границу между темной бутылкой и светлым фоном. Для этого мы закрывали один глаз и смотрели на профиль бутылки. Горлышко у бутылки совсем не то, вазочка черезчур пузатая. Бутылка тонковата в плечах, вазочка похожа на гриб, кружка низковата.

В общем, натюрморт показал нам всем, что академическая школа -- не сахар. В контексте всего остального это нужный и интересный эпизод, но, в целом, это слишком техническая и слишком прикладная работа для детской художки. Строгая школа нужна уже после того, как сформировано художественное видение, привит вкус к красоте, устоялась мотивация. Поэтому такие работы нужно давать изредка.

Через месяц я поставил детям еще один натюрморт. К сожалению, фотографии работ не сохранились. Я купил в хозмаге три большие искусственные розы и пластиковое кашпо, составил композицию с лежащими возле кашпо розами и попросил ребят обратить особое внимание на соотношение размеров роз и кашпо, их взаимное расположение, а также на форму кашпо -- опять работа с контуром. Только те, у кого это получилось, могли позволить себе удовольствие перейти к деталям -- вылепить листки и лепестки.

Фигура человека, сложные позы

Потом мы еще два занятия лепили фигуру человека в разных позах, более сложных, чем в первой четверти. Моделью опять был я, сидел на табуретке посередине класса и уже ничего не лепил, а только давал указания. Девчонки уже вполне освоились с задачей, самостоятельно набирали массу глины и начинали формировать из нее пропорции. За занятие мы успевали сделать по 2-3 позы.

Первая поза была несложной -- симметричной и без пересекающихся рук и ног. Нужно было передать наклон спины вперед, правильно поставить локти на колени. Здесь все это сделано почти правильно, хотя на доведение кистей до ума сил уже не хватило. Здесь наклон спины и головы еще лучше -- очень живо. Так что, это хорошая работа, и крупные куски, торчащие во все стороны ее не портят.


Здесь тоже хорошо переданы общие позы и пропорции, разве что у правого человека вывих плеча, которым он опирается о тумбочку. Опять все на месте, но у правого человека слишком длинный корпус тела. Фигура получилась непропорциональной, и висит локоть левой руки, хотя в такой позе он должен лежать на бедре.


У этих людей коротковаты детали рук, но в целом работы очень живые. Особенно мне нравятся длинные сильные мазки, которыми выполнены поверхности.  Здесь те же красивые мазки, которые сразу придают работе фактуру хорошей импрессионистской скульптуры. Пропорции и посадка тоже сделаны очень живо. Чувствуется усталая сутулость.


Это ученица без особых художественных способностей, но с огромным желанием научиться. И она научилась передавать пропорции и позу. В общем, это главное при любительском знакомстве со скульптурой. Нога без колена -- над этим можно работать. Та же ситуация, поза все-таки передана, хотя пластанатомия хромает.

Последняя поза с подвернутой под себя ногой была самой трудной, потому что эту ногу почти не было видно. Но эта девочка справилась с задачей, даже обратила внимание на то, что подвернутая правая нога подкладывается под левую, а не под правую ягодицу. Остальные фигуры тоже хорошо слеплены. В общем, это упражнение она освоила, и ей теперь можно переходить к более детальной лепке. Здесь правая нога подвернута под себя. Это кажется логичным, но на самом деле так сидеть человек не может, заваливается налево. В остальных фигурах массы в общем набросаны правильно, но в частностях недоработки -- кисти, плечи и так далее.


Композиция с людьми, Третьяковка


В общем, за 4-5 занятий большинство детей более или менее освоили эскиз человеческой фигуры, так что на последние два занятия перед Новым Годом вполне можно было давать итоговое задание -- композцию с людьми. Я взял несколько репродукций известных картин из Третьяковской галереи, которые можно легко передать в объеме -- ограниченная композиция, небольшое количество людей и предметов, интересный сюжет. Дети выбрали себе по одной картине. На первом занятии мы выделили из картины объекты, которые нужно слепить, наметили общую композицию, набросали массы и основные пропорции. На втором занятии -- исправили ошибки и проработали детали.

Сначала мы определились, что из всей комнаты нужно лепить только человека, кресло и стол. Затем девочка набросала общие массы, но человек у нее плотно сидел в кресле. Она не понимала, в чем ошибка, до тех пор, пока я не выдрал его из кресла -- несчастный фактически стоит на полусогнутых ногах перед креслом. Девочка очень обрадовалась, когда сообразила, как слепить края распахнутого халата. П. Федотов. "Завтрак аристократа"
Не могу найти репродукцию этой картины. Ту, с которых мы лепили, потерял, а в сети никак не ищется. Автора не помню, называется картина, кажется, "Свободная минутка". В углу избы сидит баянист, перед ним танцуют дед в полушубке и малыш.
Очень живая работа, передано настроение и гармониста, и танцующих спереди деда и внука. Сделано все за один урок. "Свободная минутка" ??
Здесь все вроде бы тоже слеплено правильно, но нет эффекта движения, в том числе, из-за заглаженных поверхностей.
Это работа оказалась довольно сложной, потому что царевич лежит в сложном ракурсе -- ногами на зрителя, и при этом в длинном кафтане, который скрывает форму тела. Мне пришлось довольно много помогать Вардану в этой работе. И. Репин. "Иван Грозный и царевич Алексей"
Здесь фигуры вылеплены довольно условно, только основные пропорции. Но тем не менее, передана понурая поза Алексея и Петр, свободно откинувшийся в кресле. Н. Ге. "Царь Петр и царевич Алексей"
Фигуры пролеплены лучше, подробнее, чем в прошлой работе, но не соблюдены пропорции -- сидящий Петр получился выше стоящего Алексея. Поэтому не получилось передать понурость Алексея. Он смотрит на Петра ровно подняв голову. С этой работой мы возились довольно долго, но в конце концов и пропорции и развороты фигур оказались похожи на правду.
Это поразительная работа, в которой очень точно переданы позы всех фигур, при том, что сами люди спрятаны под толстыми бесформенными одеждами. Автор -- Алёна Лапина. В. Суриков. "Меньшиков в Березове"
Оригинал тоже найти не удалось.
Эта работа выглядит непроработанной, потому что оригинал оказался не очень хорош для лепки -- не читается низ картины, ноги. "За чаем" ??


Трое девчонок побоялись лепить людей и выбрали медведей. Впрочем, и тут я заставил их обратить внимание на строение лап и позы. Много сил ушло на выяснение, кто где стоит, висит и ползет. И. Шишкин. "Утро в сосновом бору"

Некоторые отказались от заданных тем и решили делать композиции на собственную тему.

Игроки в карты. Разговор был об азартной игре, но работа получилась довольно скучная.  Шахматисты. Прекрасная пластика у обоих, особенно у правого -- руки и выгнутая спина.
Человек за столом. Неясный сюжет и исполнение банальное. Но правильное, как учили. Прогулка с собакой. И собака, и дама получились невнятные. Здесь не заметны наши тренировки на модели.
Непонятный сюжет и работа детская. Живость выглядит скорее случайной интуитивной находкой, чем результатом осознанной работы. Прогулка по аллее. Прекрасная работа Леры, которая вообще пропустила большинство занятий и на общую тему лепить отказалась. Фигуры не проработанные по тем принципам, с которыми мы работали на модели, но они все равно пропорциональные и читаемые, а главное -- очень живые.


После этой работы мы разошлись на каникулы. Занятия понравились и мне, и детям. Я смог провести ряд последовательных уроков, которые дали детям некоторые представление о скульптуре. Мне было интересно работать с мотивированными и способными ученицами. Проблемы с дисциплиной носили эпизодический характер. Девочкам было интересно, младшие хоть и болтали без умолку во время занятия, но приходили на занятие заранее и расстраивались, если приходилось его пропускать.

Что дальше?

Для тех, кто соберется самостоятельно попробовать полепить нечто подобное, перечислю несколько общих правил, о которых нужно помнить во время работы.

1. Поменьше думайте, побольше смотрите и делайте. Не думайте, как устроена модель, "как слепить то-то или то-то". Смотрите внимательно и пытайтесь уловить, что же вы на самом деле видите.

2. Пришуривайтесь, когда смотрите на модель. Это очень простое, но очень полезное правило. Прищурившись, вы отсекаете детали и видите только общее, а это именно то, что вам нужно уловить.

3. В начале работайте быстро, крупными движениями. Глина любит, чтобы ее гоняли туда-сюда целыми пластами. В конце работа идет более размеренно, но все равно не нужно терять темпа. Если чувствуете, что не продвигаетесь -- попейте чаю 10-20 минут и вернитесь к работе.

4. Работайте над всеми частями одновременно. Не зависайте на какой-то одной детали, поддерживайте все части композиции примерно в одной степени проработанности.

5. Смотрите на хорошие классические скульптуры и картины.


Сайт создан в системе uCoz