Концепция воспитательно-образовательной программы
Основная цель: воспитание в детях и подростках привычки к самостоятельному творческому труду. Основное средство
достижения цели: организация сети детских творческих мастерских для учащихся начальной школы, в которых дети в возрасте от 7 до 11 лет смогли бы реализовать свойственное этому возрасту желание что-то делать своими руками. Педагогическое
обоснование: 1. В возрасте 7-11 лет дети стремятся все делать своим руками. С одной стороны, они становятся уже достаточно сильными и умелыми, чтоб пользоваться простыми инструментами и понимать порядок действий. С другой стороны, у них еще не угасла детская любознательность и энергия. В этом возрасте закладывается отношение человека к своему делу, воспитывается чувство ответственности и умение работать, формируются первые, пока еще детские, интересы и привычки. Игра перестает быть их основным видом деятельности и уступает место чисто конструктивным и творческим занятиям. Очень важно именно в этом возрасте давать детям максимум возможностей для реализации их конструктивных и художественных идей, поощрять творческий труд, творчески участвовать в их играх и делах, учить их основам ручного труда, основам организации работы. Это не столько поможет их будущей профессиональной деятельности, сколько поспособствует формированию у них деятельного, активного отношения к жизни, развитию моторики, общего интеллекта, познанию окружающего мира. Вместо этого в нынешней начальной школе дети загружены абстрактными теоретическими дисциплинами, многие практические вещи изучают только на словах, перегружены сложной и несвойственной их возрасту информацией. Уроки труда ограничиваются выдуманными учителем поделками, которые часто годятся только для установки на полку, в то время как дети хотят делать в первую очередь игрушки для своих игр. Работа по шаблону, по заранее заданному плану не развивает любовь к труду, не формирует активного отношения к работе, мало способствует развитию интеллекта, и кроме того, часто просто скучна детям. Уроки труда должны вестись в свободной форме. Учитель должен лишь направлять работу учеников; предлагать на их выбор интересные поделки; беседовать с ними на темы, подразумевающие практическое воплощение; оценивать реальность выполнения их собственных идей и помогать придумать пути их реализации; по мере необходимости показывать способы работы с инструментами и материалами. Результаты работы детей должны использоваться в жизни самих детей. Дети должны играть в игрушки, сделанные своими руками. |
2. В прошлом, когда большинство людей жило в сельской местности, дети имели неограниченные возможности практической трудовой деятельности. Помогая взрослым по хозяйству, используя домашний инструмент для реализации своих творческих и конструктивных замыслов, дети получали естественное трудовое воспитание. Цивилизованный образ жизни избавил взрослых от ручного труда, но он же лишил детей игры в ручной труд, которая необходима детям для правильного воспитания. В городе ребенок лишен почти всех возможностей этого рода. Так что встает задача создания искусственной игровой среды ручного детского труда для самих детей. В Советском Союзе существовала система Клубов и Станций юных техников, Домов и Дворцов пионеров, других творческих и технических организаций, в которых младшие школьники получали раннее трудовое воспитание. За десятилетия работы этих организаций накоплен огромный опыт, который необходимо использовать в работе с младшими школьниками. |
3. На основе своего опыта ведения уроков труда в начальной школе я могу сказать, что мальчики 7-11 лет под присмотром учителя вполне способны управляться с простым столярным инструментом: молотками, пилами, ножами, плоскогубцами и другими, и создавать с их помощью поделки того качества, которое их устраивает. Более того, под пристальным контролем учителя дети этого возраста способны управляться и с электроинструментом — дрелью и электролобзиком. Работа со взрослым, тяжелым (по детским меркам) инструментом воспитывает в мальчиках и подростках уверенность в себе, чувство собственного достоинства; помогает им осознать доверие взрослых и чувство ответственности; а также физическую силу и координацию движений. Мальчики этого возраста в основном заняты созданием игрушек — машин, самолетов, кораблей, пистолетов, ружей и так далее. Многие, однако, хотят и способны сделать и простую мебель для дома и школы. Девочки этого возраста также способны на гораздо большее, чем склеивание поделок из картона. Простое шитье, вязание, плетение, готовка, куклы, простая одежда для кукол и для себя, украшения — все это им вполне по силам. В нынешней школе этого нет, а в советской школе такие занятия начинались с только со среднего звена школы. Нужно перенести их в начальные классы, а с 5 класса на уроках труда и технологии заниматься уже современными и перспективными для будущей профессии вещами. |
Социальная значимость проекта: Реализация проекта поможет решить многие социальные и психологические
проблемы современных подростков и молодежи: вандализм, хулиганство, пьянство,
наркоманию, неврозы, психические заболевания, самоубийства и другие. Ребенок,
который занят творческим производительным трудом, который находится в рабочем
коллективе, вырастет со здоровой психикой и правильной системой ценностей. Подросток в творческом производительном труде, в рабочем общении с
себе подобными, в мероприятиях, связанных с творчеством и производством, не
будет ощущать себя потерянным и ненужным, найдет применение своей энергии,
которая сейчас часто выливается в деструктивные и самодеструктивные
действия. |
Необходимость получения спонсорской помощи для реализации проекта: Теоретически ранним трудовым воспитанием детей должна заниматься начальная школа и внешкольные детские учреждения. Но по известным причинам школа не может изменить учебные программы и не имеет достаточных средств для подготовки и оплаты труда учителей труда, а внешкольные учреждения не имеют средств ни для чего. Поэтому данный проект должен осуществляться на базе начальных школ и внешкольных учреждений, но должен управляться независимой общественной организацией, получающей финансирование от спонсоров. |
Основные направления деятельности общественной организации: 1) Работа с органами государственной власти и крупным бизнесом по выделению финансирования на раннее трудовое воспитание. 2) Пропаганда идеи раннего трудового воспитания в СМИ, среди педагогической общественности, создание интернет-сайта. 3) Организация сети детских мастерских а) организация головной детской мастерской, работа с детьми, разработка программы работы детских мастерских, б) организация выставок, конкурсов, ярмарок, педагогических семинаров, других мероприятий, направленных на пропаганду идеи раннего трудового воспитания, в)
подготовка учителей труда по программе раннего трудового воспитания на базе
головной мастерской г) организация сети детских мастерских, подготовка учителей. Проект может быть организован по принципу цепной реакции. Создается головная мастерская в одной школе или внешкольном учреждении. С самого начала в работе мастерской участвуют ассистенты-стажеры, которые через некоторое время (полгода-год) становятся учителями в новых мастерских в других школах, которые к тому времени будут организованы и оборудованы. |
Описание уроков труда, проводившихся с 2000 по 2004 в школе «Кредо-Якиманка» в МосквеМне довольно трудно написать конспект одного урока. Уроки
мои велись в свободной форме, то есть тема урока не была обязательной для
всех учеников, а иногда ее и не было. Большинство детей после месяца-двух
занятий привыкли приходить на урок со своими идеями. Часто мне приходилось
лишь объяснить им, как сделать то, что они задумали. Часто дети делали одно
задание на протяжении нескольких уроков. Мне кажется очень важным для
маленьких детей научиться продолжать одну работу в течении нескольких дней —
это воспитывает умение концентрироваться и отвлекаться по необходимости. Я расскажу о своих уроках по фотографиям. Данная серия
фотографий была сделана в течении нескольких дней на уроках и на
дополнительных вечерних занятиях. Я работал в частной школе, и на моих занятиях было по 4-7 учеников. Мы занимались в очень маленьком помещении — половине одной детсадовской комнаты.
|
Я давал детям только шурупное соединение, потому что при клеевом соединении требуется ждать, пока схватится клей. У мальчишек еще не хватает на это терпения. Шиповое соединение требует большой точности исполнения, которой тоже очень трудно добиться от детей. Мне важно, чтоб они получили общее представление о конструкции — габаритах, жесткости, весе, поэтому я выбирал такие технологии, которые можно было выполнить быстро. Сережа (справа) делал свой корабль довольно долго, так что он ему порядком надоел. Это видно и на фотографии. Попутно он сделал еще несколько вещей, и хотел уже бросить корабль, но я уговорил его завершенить работу. Корпус корабля долбленый. |
|
Для отрезания досок нужной длины ребята пользовались электролобзиком. Таким образом они, с одной стороны, избавлялись от нудного пиления ножовкой, с другой стороны, привыкали к тяжелому механическому инструменту. Кроме того, они учились делить инструмент между собой, так как лобзик в мастерской был только один. На переднем плане самый молодой работник — Саша четырех с половиной лет, который почти научился забивать гвозди и, кажется, даже пилить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мальчишки выкатили таран во двор и попробовали пробить им один из запасных входов в школу. На шум прибежали старшеклассники. Прожил таран недолго. Но память о нем, я думаю, останется у них навсегда. |
О технике безопасности |
Все взрослые, приходившие ко мне в мастерскую, и все, кому я об этом рассказывал, были шокированы и потрясены до глубины души тем, что я доверяю маленьким детям острый и электрический инструмент. Тем не менее, за два года у меня не было ни одной травмы, кроме порезов ножом, от которых было больше пользы, чем вреда. За это время я сформулировал несколько принципов безопасной работы детей со взрослым инструментом.
Мальчишки с охотой подчинялись этим правилам. Им даже нравилось наличие жестких правил, они гордились, что делают такую серьезную работу в таких трудных условиях. А главное, я всегда помнил, как сам в свои 8-9 лет ходил в Клуб юных техников и работал там и молотком, и пилой, и на сверлильном станке, и даже один раз на токарном. Так что, новое — это всего лишь хорошо забытое старое. |
О самостоятельности |
Многие из поделок мы делали вместе с детьми. Некоторые операции они не могли сделать сами, но мне казалось важным, чтоб они увидели весь процесс и результат. Тогда я делал какие-то вещи за них, у них на глазах. Ведь прежде чем начать выдумывать вещи самостоятельно, им нужно, по крайнем мере, увидеть, что вообще бывает на свете. Некоторые операции им было делать лень. Тогда мы честно торговались, кто что сделает, и исход торговли был разным. Многие вещи так и оставались несделанными по лени исполнителей, и в этом я тоже вижу воспитательный смысл: результат безделья должен быть наглядным. Большинство поделок все же они доделывали до конца. В конце концов я сформулировал для себя образ, которому я как учитель должен соответствовать. Это дедушка, старый деревенский столяр, который в конце рабочего дня запускает к себе в мастерскую мальчишек. Кому-то нужно сделать белочку, кому-то свисток, с кем-то просто поговорить. Главное — они сами всему научатся, если дать им эту возможность. |