Концепция воспитательно-образовательной программы

 

Раннее трудовое воспитание:

«Детские мастерские»

Алексей Лельчук,

(915) 749 39 32, a.lelchuk@mail.ru

 

 

Основная цель:

воспитание в детях и подростках привычки к самостоятельному творческому труду.

 

Основное средство достижения цели:

организация сети детских творческих мастерских для учащихся начальной школы, в которых дети в возрасте от 7 до 11 лет смогли бы реализовать свойственное этому возрасту желание что-то делать своими руками.

 

Педагогическое обоснование:

1.

В возрасте 7-11 лет дети стремятся все делать своим руками. С одной стороны, они становятся уже достаточно сильными и умелыми, чтоб пользоваться простыми инструментами и понимать порядок действий. С другой стороны, у них еще не угасла детская любознательность и энергия.

В этом возрасте закладывается отношение человека к своему делу, воспитывается чувство ответственности и умение работать, формируются первые, пока еще детские, интересы и привычки. Игра перестает быть их основным видом деятельности и уступает место чисто конструктивным и творческим занятиям.

Очень важно именно в этом возрасте давать детям максимум возможностей для реализации их конструктивных и художественных идей, поощрять творческий труд, творчески участвовать в их играх и делах, учить их основам ручного труда, основам организации работы. Это не столько поможет их будущей профессиональной деятельности, сколько поспособствует формированию у них деятельного, активного отношения к жизни, развитию моторики, общего интеллекта, познанию окружающего мира.

Вместо этого в нынешней начальной школе дети загружены абстрактными теоретическими дисциплинами, многие практические вещи изучают только на словах, перегружены сложной и несвойственной их возрасту информацией.

Уроки труда ограничиваются выдуманными учителем поделками, которые часто годятся только для установки на полку, в то время как дети хотят делать в первую очередь игрушки для своих игр. Работа по шаблону, по заранее заданному плану не развивает любовь к труду, не формирует активного отношения к работе, мало способствует развитию интеллекта, и кроме того, часто просто скучна детям.

Уроки труда должны вестись в свободной форме. Учитель должен лишь направлять работу учеников; предлагать на их выбор интересные поделки; беседовать с ними на темы, подразумевающие практическое воплощение; оценивать реальность выполнения их собственных идей и помогать придумать пути их реализации; по мере необходимости показывать способы работы с инструментами и материалами.

Результаты работы детей должны использоваться в жизни самих детей. Дети должны играть в игрушки, сделанные своими руками.

2.

В прошлом, когда большинство людей жило в сельской местности, дети имели неограниченные возможности практической трудовой деятельности. Помогая взрослым по хозяйству, используя домашний инструмент для реализации своих творческих и конструктивных замыслов, дети получали естественное трудовое воспитание.

Цивилизованный образ жизни избавил взрослых от ручного труда, но он же лишил детей игры в ручной труд, которая необходима детям для правильного воспитания. В городе ребенок лишен почти всех возможностей этого рода. Так что встает задача создания искусственной игровой среды ручного детского труда для самих детей.

В Советском Союзе существовала система Клубов и Станций юных техников, Домов и Дворцов пионеров, других творческих и технических организаций, в которых младшие школьники получали раннее трудовое воспитание. За десятилетия работы этих организаций накоплен огромный опыт, который необходимо использовать в работе с младшими школьниками.

3.

На основе своего опыта ведения уроков труда в начальной школе я могу сказать, что мальчики 7-11 лет под присмотром учителя вполне способны управляться с простым столярным инструментом: молотками, пилами, ножами, плоскогубцами и другими, и создавать с их помощью поделки того качества, которое их устраивает. Более того, под пристальным контролем учителя дети этого возраста способны управляться и с электроинструментом — дрелью и электролобзиком.

Работа со взрослым, тяжелым (по детским меркам) инструментом воспитывает в мальчиках и подростках уверенность в себе, чувство собственного достоинства; помогает им осознать доверие взрослых и чувство ответственности; а также физическую силу и координацию движений.

Мальчики этого возраста в основном заняты созданием игрушек — машин, самолетов, кораблей, пистолетов, ружей и так далее. Многие, однако, хотят и способны сделать и простую мебель для дома и школы.

Девочки этого возраста также способны на гораздо большее, чем склеивание поделок из картона. Простое шитье, вязание, плетение, готовка, куклы, простая одежда для кукол и для себя, украшения — все это им вполне по силам. В нынешней школе этого нет, а в советской школе такие занятия начинались с только со среднего звена школы. Нужно перенести их в начальные классы, а с 5 класса на уроках труда и технологии заниматься уже современными и перспективными для будущей профессии вещами.

 

Социальная значимость проекта:

 

Реализация проекта поможет решить многие социальные и психологические проблемы современных подростков и молодежи: вандализм, хулиганство, пьянство, наркоманию, неврозы, психические заболевания, самоубийства и другие. Ребенок, который занят творческим производительным трудом, который находится в рабочем коллективе, вырастет со здоровой психикой и правильной системой ценностей.

 

Подросток в творческом производительном труде, в рабочем общении с себе подобными, в мероприятиях, связанных с творчеством и производством, не будет ощущать себя потерянным и ненужным, найдет применение своей энергии, которая сейчас часто выливается в деструктивные и самодеструктивные действия.

 

Необходимость получения спонсорской помощи для реализации проекта:

 

Теоретически ранним трудовым воспитанием детей должна заниматься начальная школа и внешкольные детские учреждения. Но по известным причинам школа не может изменить учебные программы и не имеет достаточных средств для подготовки и оплаты труда учителей труда, а внешкольные учреждения не имеют средств ни для чего.

Поэтому данный проект должен осуществляться на базе начальных школ и внешкольных учреждений, но должен управляться независимой общественной организацией, получающей финансирование от спонсоров.

 

Основные направления деятельности общественной организации:

 

1) Работа с органами государственной власти и крупным бизнесом по выделению финансирования на раннее трудовое воспитание.

2) Пропаганда идеи раннего трудового воспитания в СМИ, среди педагогической общественности, создание интернет-сайта.

3) Организация сети детских мастерских

            а) организация головной детской мастерской, работа с детьми, разработка программы работы детских мастерских,

            б) организация выставок, конкурсов, ярмарок, педагогических семинаров, других мероприятий, направленных на пропаганду идеи раннего трудового воспитания,

            в) подготовка учителей труда по программе раннего трудового воспитания на базе головной мастерской

            г) организация сети детских мастерских, подготовка учителей.

 

Проект может быть организован по принципу цепной реакции. Создается головная мастерская в одной школе или внешкольном учреждении. С самого начала в работе мастерской участвуют ассистенты-стажеры, которые через некоторое время (полгода-год) становятся учителями в новых мастерских в других школах, которые к тому времени будут организованы и оборудованы.

 

 

Описание уроков труда, проводившихся с 2000 по 2004 в школе «Кредо-Якиманка» в Москве

 

Мне довольно трудно написать конспект одного урока. Уроки мои велись в свободной форме, то есть тема урока не была обязательной для всех учеников, а иногда ее и не было. Большинство детей после месяца-двух занятий привыкли приходить на урок со своими идеями. Часто мне приходилось лишь объяснить им, как сделать то, что они задумали. Часто дети делали одно задание на протяжении нескольких уроков. Мне кажется очень важным для маленьких детей научиться продолжать одну работу в течении нескольких дней — это воспитывает умение концентрироваться и отвлекаться по необходимости.

 

Я расскажу о своих уроках по фотографиям. Данная серия фотографий была сделана в течении нескольких дней на уроках и на дополнительных вечерних занятиях.

 

Я работал в частной школе, и на моих занятиях было по 4-7 учеников. Мы занимались в очень маленьком помещении — половине одной детсадовской комнаты.

Итак, на первой фотографии изображена половина мастерской с учениками 3 и 5 класса. На переднем плане — старшеклассник, зашедший к нам, чтобы сделать что-то свое. Кроме уроков по расписанию, мастерская была открыта еще несколько часов в неделю, и в это время в нее мог зайти любой желающий.


2. Два ученика пятого класса со своей продукцией. Володя (слева) принес фотографию этажерки из журнала ИКЕА и сказал, что хочет сделать такую же. Мы взяли с ним карандаш и бумагу и нарисовали, как мы можем сделать что-то похожее, исходя из наших возможностей: сосновые доски и брус, шурупное соединение. Затем по чертежу Володя отпилил необходимый материал и с моей помощью и с помощью одноклассников собрал этажерку. На эту работу у него ушло два или три занятия по два академических часа.

Я давал детям только шурупное соединение, потому что при клеевом соединении требуется ждать, пока схватится клей. У мальчишек еще не хватает на это терпения. Шиповое соединение требует большой точности исполнения, которой тоже очень трудно добиться от детей. Мне важно, чтоб они получили общее представление о конструкции — габаритах, жесткости, весе, поэтому я выбирал такие технологии, которые можно было выполнить быстро.

Сережа (справа) делал свой корабль довольно долго, так что он ему порядком надоел. Это видно и на фотографии. Попутно он сделал еще несколько вещей, и хотел уже бросить корабль, но я уговорил его завершенить работу. Корпус корабля долбленый.


3. Тот же Сережа с римским щитом в натуральную величину, который я ему спроектировал, он подготовил материал, и мы вместе его собрали. Щит сделан из листа оргалита, набитого на сосновые сегменты.


4. Серийная продукция — табуретки со ступенькой по мотивам ИКЕА. Это было общее задание, которое выполнило большинство ребят. При замене клеевого соединения на шурупное, чтоб сохранить жесткость конструкции, пришлось добавить диагональные планки. Таким образом ребята поняли, как достигается жесткость конструкции. Ребята готовили материал нужного размера по чертежу и, помогая друг другу, собирали табуретки.

Для отрезания досок нужной длины ребята пользовались электролобзиком. Таким образом они, с одной стороны, избавлялись от нудного пиления ножовкой, с другой стороны, привыкали к тяжелому механическому инструменту. Кроме того, они учились делить инструмент между собой, так как лобзик в мастерской был только один.

На переднем плане самый молодой работник — Саша четырех с половиной лет, который почти научился забивать гвозди и, кажется, даже пилить.


5. Шестиклассник Олег на снегокате собственной конструкции. Он сам придумал, как и что он будет делать, и все действительно сделал сам — и сиденье, и обитые жестью полозья и поворотную переднюю лыжу. В конце концов самокат вышел красивый, но непрочный, и сделав на нем круг по двору, Олег оставил его в мастерской в качестве музейного экспоната.


6. Третьеклассники играют в действующую модель баллисты, сделанную Олегом. Кроме “мирного” производства мы выполняли и “военные заказы”. Мальчишки бредили пистолетами и автоматами, и я разрешал им в свободное от основного задания время сделать себе то или другое. Модель современного оружия не несет в себе никакого воспитательного смысла, поэтому я никогда не помогал им его делать, приучая таким образом самостоятельно выкручиваться для исполнения собственных прихотей. Старинное оружие — мечи, луки и арбалеты — мы делали вместе и даже устраивали турниры и стрельбы. Во-первых, старинное оружие располагает к разговорам об истории и литературе, которые очень полезны детям, во-вторых, для мальчиков оружие носит символический характер и развивает некоторые мужские чувства. В-третьих, проведение стрельб и турниров по строго определенным правилам и при соблюдении необходимой техники безопасности приучает их к серьезному отношению к оружию и вообще к силе, к необходимости соблюдения правил, дает наглядный пример техники безопасности. Фотографий действующего оружия у меня не сохранилось. Мы делали мечи до метра длиной и луки, которые стреляли на 10-30 метров. Отдельное внимание я старался обратить на декоративную отделку оружия.


7. С малышами мы занимались в основном игрушками. Для начала я сделал несколько моделей, например, “гусеничную” технику — трактор, бульдозер и танк. Конструкция продумана в расчете на самого маленького работника: корпус из обрезка доски или бруска; колесики, нарезанные из черенка лопаты, просверленные и посаженные на гвоздь; кабина из бруска или реек и фанеры.


8. Костя, пяти лет от роду, делает машину с колесами из черенка лопаты. Мне трудно было объяснить ему разницу между молотком и киянкой, и он часто отдавал предпочтение киянке. Сережа делает резную шкатулку.


9. Костя сделал несколько машин разного размера и вида на основе этой базовой технологии, причем некоторые из них он называл кораблями. Электролобзиком работать он боялся, и когда ему надоедало пилить доску ножовкой, он просил меня. Впрочем, в конце концов он навострился пилить очень быстро и довольно ровно. Забивание гвоздей доставляло ему огромное удовольствие, как и всем таким маленьким моим ученикам. В какой-то момент Костя понял, что, забивая частый ряд гвоздей, он может обозначить ту же форму, которую у него не получалось сделать из реек и досточек. Фингал под глазом не имеет отношения к занятиям в мастерской.


10. Костин брат, шестилетний Ваня, влюбился в электродрель и особенно в шуроповёрт.


11. Первое, что он сделал, освоившись в мастерской, был огромный плоский абстрактный “дом” из обрезков досок, скрепленных шурупами. “Дом” имел форму огромной бабочки и был похож на многочисленные ванины рисунки. По-видимому, Ваня привык воплощать свои конструкторские замыслы на плоскости бумаги и из дерева также сначала сделал плоскую фигуру.


12. Осознав объем, Ваня решил сделать домик для своего кота. Судя по размерам домика, кот у него был размером с сенбернара. Его мама отказалась забрать домик даже на дачу.


13. Восьмилетний Максим часто приходил со своими собственными идеями и, в то же время, с удовольствием выполнял мои задания. Модель тримарана с выдолбленным корпусом и парусом заинтересовала многих детей, в том числе и Максима. Он честно выдолбил корпус, но когда навесил гондолы, решил сделать игрушку более практичной и приделал к ней колеса. Затем ему показалось, что она должна еще и летать, и он приделал к ней что-то, напоминающее винты или двигатели самолета.


14. Максим и его друг Стас однажды прибежали в мастерскую после уроков, одержимые идеей стенобитного орудия. Они вели “войну” с девочками своего класса, и им необходимо было вооружиться до зубов. Пришлось нам быстренько сделать настоящий таран. Метровый кусок бруса десять на десять сантиметров висел на проволоке, закрепленной на призматической раме. Рама стояла на колесах, выпиленных из доски и надетых на деревянные оси.

Мальчишки выкатили таран во двор и попробовали пробить им один из запасных входов в школу. На шум прибежали старшеклассники. Прожил таран недолго. Но память о нем, я думаю, останется у них навсегда.

 

О технике безопасности

Все взрослые, приходившие ко мне в мастерскую, и все, кому я об этом рассказывал, были шокированы и потрясены до глубины души тем, что я доверяю маленьким детям острый и электрический инструмент. Тем не менее, за два года у меня не было ни одной травмы, кроме порезов ножом, от которых было больше пользы, чем вреда. За это время я сформулировал несколько принципов безопасной работы детей со взрослым инструментом.

  1. Неусыпный надзор со стороны учителя. У меня в классе было не больше семи-восьми учеников, мастерская была очень маленькая, и я каждую минуту в точности знал, кто что делает. Отлучаться на несколько минут я позволял себе только у пяти-шестиклассников после нескольких месяцев занятий.
  2. Вера в то, что в каждом человеке, в том числе в ребенке, есть врожденное чувство самосохранения. Все мои усилия были направлены не на создание внешних правил техники безопасности, а на поддержание в учениках внутреннего чувства безопасности труда.
  3. Я давал им только такие задания, которые предполагали удобное, естественное и единственно возможное использование острого и электрического инструмента.
  4. Перед каждым уроком я повторял им несколько раз, что они работают очень взрослым, очень опасным инструментом, и должны вести себя по-взрослому. Я не предупреждал их о том, как именно они могут пораниться. Таким образом я программировал их на чувство ответственности, а не на страх.
  5. Игры с инструментом и использование его не по назначению сурово наказывались. Инструмент отбирался до конца урока, а часто и сам нарушитель отправлялся за дверь.
  6. Работа электроинструментом — дрелью и лобзоком — только перед глазами учителя. В мастерской была одна дрель и один лобзик, и младшие школьники не имели права начинать работу, пока я не подходил и не становился рядом. Послабления этому правилу стали допускаться только после нескольких месяцев занятий.

Мальчишки с охотой подчинялись этим правилам. Им даже нравилось наличие жестких правил, они гордились, что делают такую серьезную работу в таких трудных условиях.

А главное, я всегда помнил, как сам в свои 8-9 лет ходил в Клуб юных техников и работал там и молотком, и пилой, и на сверлильном станке, и даже один раз на токарном. Так что, новое — это всего лишь хорошо забытое старое.

 

О самостоятельности

Многие из поделок мы делали вместе с детьми. Некоторые операции они не могли сделать сами, но мне казалось важным, чтоб они увидели весь процесс и результат. Тогда я делал какие-то вещи за них, у них на глазах. Ведь прежде чем начать выдумывать вещи самостоятельно, им нужно, по крайнем мере, увидеть, что вообще бывает на свете.

Некоторые операции им было делать лень. Тогда мы честно торговались, кто что сделает, и исход торговли был разным. Многие вещи так и оставались несделанными по лени исполнителей, и в этом я тоже вижу воспитательный смысл: результат безделья должен быть наглядным. Большинство поделок все же они доделывали до конца.

В конце концов я сформулировал для себя образ, которому я как учитель должен соответствовать. Это дедушка, старый деревенский столяр, который в конце рабочего дня запускает к себе в мастерскую мальчишек. Кому-то нужно сделать белочку, кому-то свисток, с кем-то просто поговорить. Главное — они сами всему научатся, если дать им эту возможность.


 

Сайт создан в системе uCoz